В свое время жанр пошаговых фэнтезийных стратегий цвел и развивался. Легендарная, но теперь уже безнадежно устаревшая игрушка Master of Magic, когда-то великие Warlords, популярные Disciples и «Лучшие из Лучших» - Heroes of Might and Magic. Времена меняются, давние достижения в расчет не беруться, что мы имеем в сухом остатке? Реал-таймовые варлорды, неинтересные disciples (ранее, здесь и далее – только авторское мнение, можете даже не возмущаться), мало кому известный «мастер». Нет, конечно все слышали про Master of Magic. Вот только скажите: во что вы больше всего играете – в MoM или в HoMM? Смешно? Нет, грустно. При всем величии Героев, нельзя не упомянуть их главный недостаток: это величайшая пошаговая стратегия. В фэнтезийном сеттинге – уж точно. Другие проекты призваны постоянно быть в тени великой Игры. Но есть те, кто бросают вызов всеобщему любимчику, пытаясь возродить славные традиции великих проектов. Встречайте лучшую, но не самую известную игру жанра пошаговых стратегий, как минимум в 1999 году:
Age of Wonders.
Вот только не надо хвататься на вилы, с целью поднять ими автора этой статьи над своими головами. AoW действительно не самая известная игра. Именно первая часть. Один факт того, что Disciples и Heroes 3 (ровесники AoW) были официально изданы в России, а AoW – нет, уже что-то значит, согласитесь. Вообще, это тема для отдельного разговора, для совсем другой статьи, но рискну выразить свое мнение: релизам локализованных Fallout, Baldur’s Gate 1-2, Planescape, Tomb Raider 2, StarCraft и Age of Wonders, лично я, например, был бы рад гораздо больше, чем «долгожданным» переводам Lula 3D или Wet. Думайте что хотите, но страшненькие спрайты в купе с великолепным геймплеем Age of Wonders мне гораздо ближе, чем завуалированное порно сомнительного достоинства или очередной «шедевр», заточенный под DX10. Вот хоть убейте меня своими вилами, а R6: Vegas мне не нужна. Но это лирическое отступление. Из него, в принципе, уже можно сделать кое-какие выводы. Первый – игру в России официально не купить, если только заказать. Второй – AoW лучше, чем Lula 3D и Vegas вместе взятые. Что ж, уже что-то.
Позволю себе в этот раз отойти от привычной схемы и не писать про сюжет. Действительно, стратегия – она и есть стратегия, какая разница с кем мы воюем – с зергами, орками или арабами – в любом случае нам противостоит чистейшее зло, а мы, как представители грязненького добра, должны зло поймать, испачкать, поставить на колени и зверски убить, истерзав хладный труп супостата так, чтоб нас честной народ боялся. Ибо не надо быть злодеями. В общем, зло воюет с добром.
Для проведения боевых действия нам изначально предоставляется глобальная карта, на которой объектов, признаем честно, не густо. Помните Heroes 3 с их перенасыщенностью постройками, ресурсами, артефактами, монстрами? Вспомнили? Забудьте. На очередной экран глобальной карты может не попасть ни один такой объект: ни шахта (в AoW все шахты только золотые), ни источник магии, ни город. Тут бы и закидать игру птичьим пометом и запустить Героев, вот только торопиться нам некуда, давайте приглядимся как следует.
Начнем с городов. По старинной, не знаю кем заведенной, традиции, города нам приносят деньги и юнитов. Epic Games решили соригинальничать, и добавить к этому списку головную боль. Начнем с того, что здания в городе строить нельзя. То есть – вообще нельзя. За место этого, нам предлагается улучшать город. Весь разом. Улучшенный город, понятное дело, приносит больше денег и производит более мощные юниты. Но и их просто так построить не дадут. Надо сначала «научить» город производить новый тип войск, а уже потом ставить на поток производство своих дружинников. Хотя потока как такового может и не выйти. В Героях нам приходилось платить денежку (и иногда – очень большую) за то, чтобы моментально получить в свое распоряжение бойцов. Если кто помнит, в MoM для производства юнита надо было ждать несколько ходов, при этом город отдавал в казну меньше налогов. В AoW вам придется и заплатить, и подождать, и еще город при этом будет чувствовать себя совершенно вольготно. Все это было бы не так плохо, если бы интерфейс управления поселениями был… получше. Вам никто не сообщит о том, что заказанные драконы уже произведены, а если вы, к тому же, сам по национальности – эльф, то быть беде. Но об этом ниже. Вкратце: управлять городами совершенно неудобно. Кроме всего прочего, есть и третий тип построек – городские укрепления. Сначала деревянные, затем каменные – стены с каждым новым апгрейдом города будут доставлять вашим врагам все больше неудобств.
Я заикнулся о том, что быть эльфом и руководить драконами – нехорошо. Почему? Как прекрасно было в HoMM 3 собрать в одной армии архангелов, разных драконов и тварей – и вперед, с шашками наголо, да слегка упавшей моралью. В AoW такой фокус не пройдет. В игре 12 рас: всем известные, классические эльфы, гномы, люди, хоббиты, орки и нечисть, а также не совсем очевидные гоблины (почему не вместе с орками?), темные эльфы (согласитесь, не так уж часто в стратегиях встречается эта любопытная раса), высшие люди, люди-ящеры, фростлинги и уж совсем экзотические азраки (арабы, не иначе – чалмы на месте, боевые слоны – тоже, каким образом их занесло в фэнтезийную игру – не знаю, но можно предположить, что если азраки – арабы, то высшие люди – американцы. Кто их знает, этих Epic Games). Каждая раса имеет свое мировоззрение – понятно, что эльфы – хорошие, а нечисть – тоже хорошая, но по-своему, по-злому. Логично, что злые зомби непрочь поболтаться со злыми орками, но вот хоббиты совершенно точно не будут терпеть присутствие в своем городе гоблинов. Такая политика ведет к тому, что нейтральные города дружественных рас можно присоединять к своему королевству за пригоршню золотых, то армии людей настоятельно рекомендуется по взятию города орков всех в нем вырезать и заселить дружественной расой, так как неровен час – будет у вас в этом городе гарнизон «местных» существ – все разом восстанут (и юниты, и город) и в вашем тылу возникнет серьезный очаг сопротивления вашему добрейшему тоталитарному режиму. Даже если новобранцы гоблинской расы и поступят к вам на службу, будьте готовы к тому, что в самый неподходящий момент они без зазрения совести вас покинут. Дезертируют. Отсюда вывод: возглавить сборную «мощнейших монстров на этой карте» вам не удастся – рассчитывайте только на союзные расы. Так спокойнее.
Вот и пришло время перейти к самому важному, тому, за что AoW получит от меня звание «равный Героям», если не больше. К боевой составляющей геймплея.
Забудьте о безликих архангелах и троглодитах из Heroes: в AoW игрок выступает отцом всем солдатам, другом всех бойцов. В переносном смысле, естественно. Дело в том, что на глобальной карте мы руководим отрядами по восемь юнитов. Именно юнитов, а не отрядов однотипных юнитов – почувствуйте разницу. Каждая боевая единица – личность. Будь то герой или простой мечник – каждый из них со временем растет и развивается, у каждого есть свои ролевые характеристики, которые со временем растут, за счет чего у наших подопечных и растет мастерство владения оружием или… магией. Да, у некоторых юнитов есть своя личная книга магии. Что же могут наши бойцы? Простые мечники и стрелки – соответственно махать мечом и стрелять из лука, кто-то со временем сможет перелезать через стены, а кого-то мы, видимо, специально не моем по году так, чтобы при приближении к такому юниту у врага падала мораль – ничем иным такую метаморфозу объяснить не удалось. В этом плане герои ушли не намного дальше: все их преимущества в том, что они круче почти любого «монстра» и набирают опыта гораздо больше, чем простые смертные. Зато и смерть вашей аватары в мире Age of Wonders моментально повлечет за собой конец игры – достаточный предлог для того, чтобы не пихать своего лидера в гущу битвы. Конечно, можно попробовать израсходовать очки, которые дадут вашему герою при получении нового уровня, полностью на защиту, да одеть броню покрепче… Но лучше такими экспериментами не заниматься. С другой стороны, герои высоких уровней могут в одиночку отлупить целую армию из лучших монстров, которые у вас только есть, но это в теории… Кроме боев, честно говоря, у героя и так полно забот. Например, различные магические фокусы – как боевые, так и небоевые. Вот только выглядит магия в игре несколько неказисто. Нет, я не про графику. Я про то, что мы совершенно не знаем, более того, даже не догадываемся о величине урона, которую нанесет выбранный нами спел врагу. В Героях к каждому заклинанию прилагались какие-то числа, тут их нет – вглядывайтесь в описания заклинаний и в их иконки, да надейтесь на лучшее.
Долго запрягали, быстро полетим. Бои в Age of Wonders – это что-то. По глубине, боевка AoW может на равных соперничать с такими шедеврами как X-Com и Shogun. Да-да, именно так. Во-первых, боевая система отточена до мельчайших деталей: на огромных полях сражений (Герои со своими «пятачками» и рядом не стояли) разворачиваются во истину масштабные побоища с участием десятков юнитов – само расположение войск на глобальной карте непосредственным образом скажется на расстановке сил на карте тактической. Да, бои в игре пошаговые, но с Shogun AoW роднит огромное количество тактик, которых можно придерживаться в той или иной ситуации. Можно сидеть за камнем и поджидать врага: стрелы и некоторые виды заклинаний могут в вас не попасть, а задеть какую-нибудь преграду (особенно приятно, когда эта преграда – кто-то из ваших противников), а враг, неосторожно пробежавший мимо вашего юнита, будет им атакован. Но скорее всего, AI не будет предпринимать подобных действий, так как отличается высоким благоразумием, похвально. Ничем не хуже и штурмы городов – подгоняем тараны и рушим вражьи укрепления. Вот только на время хода противника, ворота в город открываются, и он без особых проблем может нас обстреливать. Мелочь, а не приятно. Помочь исправить ситуацию призваны лазутчики, перебирающиеся через стены, вот только вряд ли у вас в армии будут только они. Но когда враг поймет, что наступает последний час для какого-либо участка его стены, как он тут же ринется в бой, не сомневайтесь, отсиживаться не будет. Самое важное при этом – не упустить момент, иначе и моргнуть не успеете, как ваш герой окажется окруженным со всех шести сторон супостатами, которые будут выбивать из несчастного Game Over для нас с вами. Обидно, что если, скажем, вы решили героем в сопровождении трех легких всадников изучить окрестности, а на вас нападет толпа драконов, то вы не сможете бежать – бегство доступно только в случае вашей атаки, но никак не вас. Нехорошо.
Тут и возникает вопрос: а причем тут X-Com? На карте иногда попадаются специальные объекты, которые можно «исследовать» и получить за это какие-нибудь средства. А интерьер таких построек обычно представлен узкими коридорами, населенными различными врагами, которые по одиночке на вас и выбегают. Чем не UFO?
Вот так вот и выходит: невылизанный до совершенства (один неудачный интерфейс сколько крови портит) и при этом – очень увлекательный геймплей, неплохая (не лучшая, но не плохая – точно) графика, нормальная (именно – «нормальная», ничего выдающегося) музыка и великолепные бои – огромный простор для тактиков и стратегов – однозначно, Age of Wonders – еще один представитель жанра «игра для тех, кто в теме», так что уверяю вас, если вы считаете себя великим полководцем или королем орков – у вас всего два выхода: идти лечиться в психиатрический диспансер или играть в Age of Wonders.
518 Прочтений • [Обзор на игру Age of Wonders] [07.04.2012] [Комментариев: 0]