Игры жанра adventure можно разделить на уйму различных категорий. Сочная графика, забавные персонажи, очарование сказки в каждом пикселе – сколько лет, King’s Quest 7. Пасторальные пейзажи природы, контрастирующие с суетой большого города, глубоко проработанные персонажи и детально воссозданная атмосфера реальности происходящего и сопереживания главной героине – давно не виделись, The Longest Journey. Бесконечная гроза, этюды в темных тонах и Действительно Страшная Тайна в самом конце? Здравствуй,
Black Mirror.
(В России игра издана под названием Черное зеркало)
Воистину, шедевр пришел оттуда, откуда его и ждать не следовало. Не от былых кудесников из Westwood или Sierra, не от чудотворцев из Microids или FunCom, а от никому неизвестной маленькой чешской конторы - Unknown Identity. Пока есть люди, которые делают такие игры, жанр adventure в истинном его понимании не погибнет, не умрет. Новичок манит нас лучшими традициями Broken Sword, Gabriel Knight и Discworld Noir – поддадимся?
Сэмюэль Гордон приезжает в замок Черное Зеркало, в котором произошло событие, возбудившее недоумение и ужас в окрестностях усадьбы. Дед Сэмюэля – Уильям – умер. Нет, конечно же, нет ничего странного в смерти человека, который уже разменял восьмой десяток. С другой стороны, можно ли считать естественной смерть вследствие падения из окна башни прямо на острие ограды клумбы? Родственники, как и полиция, уверены, что это самоубийство – старик, которому и так, будем честными, недолго осталось жить, выпрыгнул из окна, по ходу дела целясь на острие прута из ограды. Может быть, так оно и есть, а может быть, кому-то хочется, чтобы так оно и было? Вообще, народец подобрался… неоднозначный.
Как вы уже догадались, Черное зеркало – классический «детективный» квест а-ля Discworld Noir. Дознание происходит следующим образом – зацепившись за нить, мы следуем по ней к какому-либо объекту. Рассматриваем его, вникаем в суть происходящего и… думаем. Никто не кинет спойлер, на стене не будет нарисована карта Солнечной системы, в каком-то смысле, Черное зеркало – квест для эрудированных личностей. И если расположить в нужном порядке планеты – не бог весть какая задача, то выстроить знаки зодиака в хронологическом порядке – гораздо сложнее. Особенно, учитывая тот факт, что эта головоломка оформлена в виде пятнашек. Простым закликиванием игру не пройти – даже не пытайтесь. Если вы видите в ящике садовые ножницы, но не можете их взять, это не значит, что Сэм тоже их не видит, просто он в данный момент не видит к чему бы их, собственно, подбирать. Щелкнув один раз по объекту, вы получите краткую его характеристику. Следующую щелчки заставят Сэма присмотреться к подозрительному пикселю, а щелчок правой клавишей заставит его совершить какое-нибудь действие. То есть совершенно очевидно, что ножницы Сэмюэль не возьмет до тех пор, пока не увидит куст и не осознает, что он колючий и руками его не убрать. В особо тяжелых случаях имеет смысл поговорить с каким-нибудь NPC – здороваемся и задаем вопрос, щелкая по иконке объекта, о котором нам хотелось бы узнать. Периодически нам будут задавать встречные вопросы, на которые мы сможем ответить «положительно» и «отрицательно» (в зависимости от ситуации, «положительно», например, это «вежливо», «честно», «спокойно» и т.д.) Создается иллюзия нелинейности, но поверьте, это не так - Black Mirror абсолютно линейна, но едва ли это можно назвать недостатком игры.
Потому что сюжет – великолепен. Надо пройти эту игру просто ради того, чтобы понять, что настоящий квест – это произведение искусства. Изобразительного и литературного. Черное зеркало не может похвастаться целыми детально проработанными мирами, что является визитной карточкой The Longest Journey, зато взамен мы получаем настоящую драму отдельно взятого семейства. Незаконнорожденные дети, неизвестные большинству членов семьи душевнобольные родственники, древние мистические легенды о первых Гордонах, которые на проверку оказываются не такой уж нелепицей. Периодически мы будем встречать дневники, книги, письма, читая которые, невозможно не восхититься трудами чешских разработчиков. Один дневник раненого шахтера, умирающего в заваленной части шахты, стоит многих описаний неведомых миров.
Я не зря вспомнил Discworld Noir – главный герой, занимающийся частным расследованием, практически постоянно идущий ливень и общая мрачная атмосфера происходящего. Приходя в морг посмотреть на очередную жертву таинственного убийцы, готовьтесь увидеть труп растерзанного ребенка или «настоящую» отрезанную голову. В этом месте Сэму становится не по себе и он бежит к раковине… освобождать пространство в желудке. Вообще, главный герой – парень болезненный. Периодически он пьет свои таблетки от головы, а учитывая те небезопасные места, куда его закидывает судьба, да еще и тот факт, что он, в принципе, в любой момент может потерять сознание, выходит, что он в прямом смысле рискует собственной жизнью.
Графически игра великолепна. То есть если вы не гонитесь за шейдерами и трехмерностью, то Black Mirror создано специально для вас. Да, фоны, как и персонажи, абсолютно плоские, но как же великолепно они сделаны! Экран с замком на фоне громыхающего неба – Print Screen и на рабочий стол, без вариантов. Темные шахты, величественные помещения замка, жуткая психиатрическая больница… Да, по части атмосферности и мрачности – Black Mirror – лидер среди квестов как минимум за 2003 год.
Честно говоря, не имел случая, да и желания, знакомиться с оригинальной версией игры, виной чему стала великолепная локализация. Голоса подобраны, если не отлично, то очень и очень хорошо – сразу вспомнился Post Mortem с его, периодически… странными голосами. Это становится еще более заметно при чтении документов – великолепный прием – Сэм начинает читать первую строчку, после чего его голос плавно преображается в голос автора письма. Необычно? Несомненно. Многие надписи в игре были переведены на русский – добавить тут, собственно, нечего, это лучше видеть. Все сделано отлично, но возникает два вопроса: почему в забытой богом деревеньке в английской глуши все надписи на русском и каким образом так вышло, что название поселка написано латиницей?..
Да, нам очень часто придется возвращаться на локации, где мы уже были, но вряд ли это можно считать недостатком. У Сэма нет дневников, блокнотиков и телефона с записями последних разговоров – вот вам мышь, вот вам ваша голова, слушайте, смотрите, подмечайте, думайте. Браво, господа, заставляйте нас думать и не слушайте вопли тех, кому не додуматься до того, что найденную арматурину можно и нужно заточить на точильном камне, который был где-то раньше. Конечно, не обошлось и без нелогичных и странных моментов. Кто положил куклу в кучу угля? Зачем делать головоломку, решаемую методом подбора? Особенно раздражает то, что иногда для продвижения по сюжету нужно получить от какого-либо NPC какую-то вещь. Но пока он ее делает/ищет, вы, внимание, должны ошиваться по соседним локациям, надеясь, что скоро, вот уже почти сейчас, нам дадут необходимый девайс. Это же бред, товарищи! А еще в Черном зеркале вполне реально умереть, так что запомните – если вас пугают отсечением головы, то лучше сохранитесь и не делайте то, что не стали бы делать сами. Этот же совет касается тех, кто собирается голыми руками хвататься за кабель под напряжением.
Отличный квест в лучших традициях жанра, который обладает шармом настоящего детективного романа. Красивейшие виды, отличная озвучка (только в официальной локализации!) и логичные головоломки. И никаких хэппи эндов.
765 Прочтений • [Обзор на игру Black Mirror] [07.04.2012] [Комментариев: 0]