В середине 90-х на свет появилась игра с одной из самых необычных судеб за всю историю жанра. Это был чуть ли не первый real-time wargame, более того, это была одна из первых отечественных коммерческих игр. Разработала этот Wargame команда «Наши игры» под общим руководством издателя Doka, которая уже давным-давно не занимается играми.
Противостояние.
(на западе игра известна под названием Counter Action)
В те далекие времена на творчество наших разработчиков, очевидно, оказала сильное влияние знаменитая стратегия C&C. Все признаки этого очевидны: интерфейсная панель в правой части экрана, вид сверху, так называемый top-down, резиновая рамка для выделения юнитов и сами юниты, похожие друг на друга как две капли воды. Но внешность обманчива.
Вступительный ролик демонстрирует нам возможности отечественной анимации тех времен – в 96-ом году все это выглядело довольно интересно и мило, хотя уже Age of Empires своим интро ставил на колени любой ролик в играх до момента своего появления. Главное меню предлагает нам или сыграть кампанию, или пройти одну из одиночных миссий. Также при установке у нас осведомляются по поводу того, не хотим ли мы установить файлы для мультиплеера. Нет, не в этот раз. Исторические кампании предлагают нам встать на стороне СССР или Германии и переписать историю заново. Понятное дело, что играть на начальном этапе проще за немцев – русские действуют несогласованно, оружия у них нет и расправиться с ними не составляет особого труда. С другой стороны, миссии за СССР в начале кампании больше похожи на паническое бегство с тонущего корабля – чего стоит задание с выводом трех машин с большими шишками из зоны боевых действий, когда за нами гонится немецкая военная машина… Вообще, кампании довольно интересны – то нам новый танк изобретут, то прорыв устроят – одним словом, неплохо.
Но что же мы видим? Где строительство? Нет строительства. Чистейшей воды wargame, более того – в реальном времени. Никаких пауз, никаких предварительных расстановок юнитов на поле боя. Был полк пехоты – получите. Танковая дивизия? Распишитесь. Рота гаубиц и бронетанковый взвод? Все на месте, стоит именно так, как, возможно, и было. А может быть и нет. В любом случае, приходится мириться с тем, что пушки, которые нельзя передвигать, периодически расставляются так, что гибнут в первую очередь. Печально, но факт. Больше всех остальных режимов игры нам интересны одиночные миссии, на их примере и рассмотрим игру повнимательнее.
Почти все одиночные миссии – зимние, что оставляет некоторый отпечаток на геймплей. Объясняю. Изначально карта как бы закрыта туманом войны, но стоит нам обнаружить кого-либо из войск противника, как они тут же будут нанесены на мини-карту, более того, даже если после этого мы убежим в противоположный угол карты, супостат все равно останется виден. Но в случае ведения боев летом, мы иногда рискуем не заметить технику или пехоту противника на фоне зеленой травы и деревьев. Нередко выходит так, что в разгар сражения на передовой нам удается обнаружить незаметный отряд пехоты под каким-нибудь кустиком. Приятная мелочь. Именно мелочь, так как пехота в игре играет роль пушечного мяса. Три бойца, объединенные в один отряд, способны вести по врагам огонь из автоматического оружия, периодически забрасывая цель гранатами. Большое скопление пехоты может в буквальном смысле затоптать даже Слона или Тигра – град гранат, обрушиваемый на гигантов, не проходит для них даром. Более того, пехота способна взрывать объекты, что может очень сильно пригодиться в отдельных миссиях. Не стоит недооценивать этот род войск, потому что в решающий момент, когда пушки разбиты, а танки догорают на поле боя, в бой вступает именно пехота. Пушки в игре бывают, собственно, ближнего боя – безымянные механизмы, ведущие автоматическую стрельбу по приближающемуся противнику на довольно близком расстоянии, и дальнобойные гаубицы. Первые отличаются приличной мощью и практически полным отсутствием защиты. Набежавшая пехота легко расправится с грозой самоходок. Гаубицы, в отличие от противотанковых пушек, сами огонь не ведут – нужно самостоятельно скрупулезно обыскивать местность с целью указания подходящей мишени. Иногда так увлекаешь, что понимаешь, что бой-то уже идет без тебя. Хотя штука, конечно, полезная – помогает выбить противотанковые орудия врага заранее, до подхода основных сил. Если попадет, конечно. Расправиться с гаубицами так же легко – пехотой, танками или бомбардировкой. В отдельных миссиях нам выдают несколько звеньев бомбардировщиков, которые через некоторое время после указания цели, проводят ковровую бомбардировку указанной местности. Чрезвычайно полезные единицы. Более того, в случае, если никого, в ходе вылета не собьют, мы имеем шанс получить еще один, дополнительный вылет звена. Особенно полезны такие меры против огромных скоплений техники противника, когда один налет кардинально меняет расстановку сил в игре. С танками и самоходными артиллерийскими установками, думаю, все понятно. И те, и другие ездят, стреляют, в общем, это основные боевые единицы в игре. Можно подбить гусеницу и тогда танк встанет, но в отличии от САУ, сможет вертеть башней и производить всяческие полезные действия. Если танк подбит не очень сильно, то со временем экипаж починит его, безнадежно искореженная машина через какой-то промежуток времени взрывается. Добавим сюда бронемашины, береговые орудия, установки ПВО, Катюши и периодические подкрепления (сюжетные, самостоятельно их вызвать невозможно) – вроде бы, стандартный RTS-клон? Но не тут-то было. Каждый юнит (за редкими, незначительными исключениями) имеет ограниченный боезапас, восполнить который не представляется возможным. И если с расстрелянными гаубицами и Катюшами все понятно, то вот терять здоровехонький ИС-2 только из-за того, что у него кончились снаряды, откровенно жаль.
Именно тут заканчивается RTS и начинается wargame. Игру невозможно пройти тупым танковым кулаком, ударив в лоб оборонительным позициям врага. Грамотно расставленные пушки, пара Тигров, авианалет – и от вашей ударной группировки останутся лишь дымящиеся Т-34 и ИС-2. Различные выманивания, ловли на живца, подрывы юнитов немцев опустевшими Катюшами, которые при взрыве задевают соседние юниты – вот лишь малая толика тех тактических приемов, которыми нам предстоит воспользоваться. Каждая одиночная миссия бросает вызов вашему воображению, Противостояние можно сравнить с шахматами, где победа достижима различными путями, но никогда – в лоб. Тот, кто не хочет думать довольно быстро получит экран «поражение» и, обидевшись «на дурацкую игру», уйдет искать чего попроще. Попробуйте одной пехотой и несколькими гаубицами сдержать танковое наступление немцев чуть ли не в чистом поле – небо покажется с овчинку, но ведь и это возможно.
Спецэффекты в игре присутствуют – довольно уместные, надо сказать. Горящие танки, дым от взрывов, ямы от попаданий снарядов – все это присутствует в игре и органично вплетается в общую, не хватающую звезд с неба, графику игры. Звуки имеются, но впечатления они, в принципе, не производят, за исключением, разве что, пуска реактивных снарядов Катюшей. Наверное потому, что очень громко играет музыка. Надо признать, что для wargame такой саундтрек не особо типичен, но мыслей «зачем тут такая музыка» не возникает – уже хорошо.
В общем и целом, игра, конечно, не может похвастаться мощным AI, красочной графикой или нетривиальным сюжетом. Зато она действительно способна приковать нас к мониторам и заставить думать, что в последнее время случается крайне редко. В дальнейшем к Противостоянию выйдет адд-он, который даже не издадут на Западе, а затем Doka покинет рынок компьютерных игр. Тайтл «Противостояние» получит второе рождение в лице Sudden Strike (или Противостояние 3), после чего невыясненным останется только один вопрос: а кто же тогда был второй частью?..
853 Прочтений • [Обзор на игру Противостояние] [07.04.2012] [Комментариев: 0]