Обзор на игру Marathon: Ин-pfhor-мация к размышлению
Today at 0820 hours, the Marathon came under surprise attack from unknown hostile forces. The Marathon has sustained serious damage.
At 0830 hours, alien forces boarded the Marathon. The current situation is dire. All personnel are required to arm themselves and fight for their lives.
Arrival*
С чего можно начать рассказ о самой знаменитой игре для Макинтошей? Наверное с того, что она представляет собой эволюционный феномен - хотя принято считать, что для Маков Marathon сыграл роль "собственного Дума", на самом деле он куда ближе к System Shock, чем куда-либо ещё.
Судите сами. Основа сюжета завязана на противостоянии трёх искусственных интеллектов на космической станции, которую взяли штурмом инопланетные работорговцы и которых изо всех сил и с помощью всех трёх ИИ пытается выгнать оттуда кибернетически усовершенствованный солдат. Наклеиваем сверху общение в эпистолярном жанре через компьютерные терминалы, чтение логов и сводок, оставленных экипажем, МНОГОЭТАЖНОСТЬ, хранение оружием патронов обоймами... Прониклись?
А теперь ближе к телу.
Начало игры больно бьёт под дых своей неожиданностью. "Штоб вас всех!" кричит игрок чуть оправившись от шока, "Какие нафиг катакомбы? Причём тут эта джиноподобная тварь? Это же вроде игра про космос?"
Действительно, даже ярые фанаты сериала до сих пор спорят о том, зачем Bungie решила сделать последний уровень своей предыдущей игры, Pathways into Darkness, первым уровнем новой. Не бойтесь, чуть поплутав вы найдёте дверь, которая выпустит вас из этого подземельного кошмара в кошмар космический.
Как нам услужливо подсказывает первый же встреченный терминал, колонизационный космический корабль Marathon (равно как и основанная его экипажем колония на планете, рядом с которой мы болтаемся) был взят на абордаж неизвестными инопланетянами. Которые тут же незамедлительно появляются у вас перед носом. Второй удар под дых наступает чуть позже - "Как нет аптечек? И сохраняться только в сейв-спотах, приятно названных Pattern Buffer, с понтом клонирующих героя а-ля System Shock?" - когда выясняется, что патрон преступно мало, а удар рукоятью пистолета большинство из вражин умеют ловко отбивать своими энергетическими посохами.
Последние иллюзии о том, что это "обычный" FPS растворяются в тумане, из которого на нас медленно вылетает первая стайка колонистов, пытающихся скрыться от ударного отряда инопланетян.
Defend THIS!
Чуть позже, нам объясняют всю обстановку. Нами руководит первичный ИИ Марафона, Лила (Leela), судорожно пытающаяся выяснить, какие отсеки захвачены нападающими, чего им тут нужно и, что самое важное, почему два других ИИ подозрительно молчат?
Тем временем наш герой упорно не даёт себя переработать в труху - конечно, Дюрандаль (Durandal), ИИ, ответственный за систему безопасности и разные мелкие вещички вроде автоматических дверей или системы жизнеобеспечения, может и вне зоны доступа, но подвластные ему боевые роботы могут быть активированы и вручную... Правда, к этому моменту инопланетяне уже выводят на поле агентов покрупнее - здоровенные твари могут отшвырнуть надоедливую железку с автоматом прямо нам в лицо, и приятного в этом мало.
Попутно игрок впитывает в себя технологические изыски. Патроны к оружию свои для каждой пушки, хранятся обоймами (ну-ка, где кроме System Shock вы в 1994 году видели необходимость обоймы менять?), пистолеты можно взять в две руки после чего даже из "единичек" успокоить стайку гадёнышей становится куда легче. Некоторое оружие в вакууме не работает - а запас кислорода в нашем костюме очень даже конечен... К счастью, станции дозаправки им расставлены почти по всех безвоздушных зонах. ПОЧТИ. Есть кнопки "взгляд налево" и "взгляд направо", весьма удобно позволяющие не меняя направление движения проверять наличие чего-либо в комнатах по обе наши стороны. Поворот осуществляется всем телом, так что гранатку зашвырнуть, если увидим врага, мы в силах.
О да, есть и альтернативные режимы стрельбы, что отсылает нас уже к другому технологическому хиту 1994 года - Dark Forces. Подствольник у автомата, стрельба отдельно из левого или отдельно из правого пистолета, "накачиваемая" энергия выстрела в энергопушке... Все эти "стандартные" для жанра вещи стандартны лишь сегодня - а придумали их, кажется, всё-таки на Маке.
И вечный хит - наклонные плоскости и СТОПРОЦЕНТНАЯ многоэтажность. Конечно, технологические достижения не из редких - но в Думе их нет и не было никогда, как и в его отпрысках. То ли дело, Dark Forces и, конечно же, System Shock...
Smells Like Napalm, Tastes Like Chicken!
...а потом нам бьют поддых ещё раз. Наличие в списке прочтённых нами логов инструкции по определению "своеволия" (Rampancy) ИИ (выражающегося в повышаемом самоосознании, приводящем со временем к осознанию своей искусственной природы и, соответственно, непредсказуемо опасному поведению) оправдывается, когда Лила восстанавливает связь Дюрандаль и выясняет что тот (та?) не только ведёт переговоры с неизвестными захватчиками, но и намеревается им помочь когда Лила и мы начинаем им мешать.
Нам хотя бы сообщают, что гадов зовут Pfhor (даже не спрашивайте, как это произносится) и что они - межпланетные работорговцы. Люди для них - неизученный товар, и поэтому они решили организовать покупателям пробник. За счёт колонистов. И что они привели с собой присоединённые силой расы - мастеровитых компьютерщиков S'pth, которые нам мозолят глаза с самого начала, и ещё кучу других разномастных тварюг, большинство из которых будут пытаться нас растереть в порошок.
И на нас ложится новая задача - верно, спасать коллег по несчастью от враждебно настроенных тварей. К счастью, и тех и других экранчик детектора движения (тоже весьма полезная вещь, хотя не менее замутная, как и автокарта, которая все этажи отрисовывает на одной плоскости) выделяет разными цветами, не ошибётесь. Вдобавок, на автокарте всех людей подсвечивает особыми маячками - видимо, такой же есть и у нас, потому что они решительно кидаются навстречу нам с воплями "Они повсюду!" независимо от освещённости помещения ).
Bob-B-Q
Коллеги все хором зовутся BOB. Нет, это не имя (хотя их лидера и зовут Робертом, то бишь Бобом), это аббревиатура - Born on Board. Полёт Марафона от Марса к Тау Цети (опять аллюзия на System Shock!) шёл на малой скорости и занял к моменту абордажа свыше 300 лет!** Поэтому смена поколений и поколений не сильно удивляет.
Так вот, кроме БОБов, на нашей стороне также будут охранные роботы, которых мы переведём из рук Дюрандаль под контроль Лилы, и, чуть погодя -- даже [спойлер вырезан], подконтрольные Дюрандаль! Впрочем, довольно быстро становится понятно, что боевому киборгу модели MJOLNIR MkIV*** они не ровня, и какой-нибудь завалящий Hulk способен расплющить об пол целую толпу БОБов или минимум парочку охранных роботов.
Отдельные любители кровавого спорта давно уже обнаружили, что за исключением текста некоторых сообщений Лилы, убийство БОБов игроком (или их вульгарное неспасение) никак не влияет на сюжет. Увы. Впрочем, возможно их поведение оправдано параноидальным переигрыванием сюжета с начала -- ведь примерно с середины игры Pfhor начинают собирать псевдо-БОБов, кибернетические бомбы на двух ногах, которые с воплем "Thank God you're here!" (букв. "Слава Богу, ты пришёл!") бросаются обнимать героя после чего взрываются.
Colony Ship For Sale, Cheap
Прелести логов игры феноменальны. Все они чётко делятся на пять категорий. Это послания от различных AI (напомню, их три - Лила, Дюрандаль и Тайхо (Tycho), ответственный за научно-исследовательскую аппаратуру), заметки членов экипажа, системные сообщения (большинство из которых рассказывают нам о различных ошибках системы или внезапно начинают цитировать историю Марафонской Битвы) , различные загадочные послания (в этой серии ограниченные записками на манжетах из разных справочных материалов или псевдослучайные наборы слов, из которых за последние тринадцать лет фанаты вычленили уйму интересных мифов о сюжете) и, ближе к концу, логи самих Pfhor.
ИИ услужливо подсказывают нам, куда идти и что делать (при этом каждый из них старается тянуть одеяло на себя - примечательно, что нам дают в реальном времени проследить за прогрессией безумства и очеловечивания каждого из них - наиболее вменяемая Лила продолжает говорить формально и сухо, в то время как Дюрандаль всё время бросается эпитетами и пытается философствовать, а Тайхо всё больше ехидничает и заключает с Pfhor договора).
Их речи также служат источником загадок - когда Лилу частично стирают хакеры S'pth, она слетает с катушек и начинает переписывать базу данных корабля (тут же становится видно, насколько проработан сюжет - БД общая на всех, и Дюрандаль и Тайхо тут же начинают путаться в датах, цитировать Лилин бред и продолжать меняться уже под её давлением).
Из всех трёх лишь Тайхо называет героя человеком. Дюрандаль любит говорить "ты и твои людишки", или даже "ты и ЭТИ людишки", в то время как Лила ограничивается сухим "ты". Нам известно лишь, что на корабле среди колонистов находилось девять киборгов MJOLNIR MkIV, но кто они нам неизвестно. Мы знаем лишь что все девять находились на планете, в самой колонии, и стали основой контрудара по силам Pfhor, высадившимся туда. Полунамёки позволяют нам думать, что мы могли быть одним из них, уж очень многое, что нельзя объяснить вульгарным наличием бронекостюма, мы можем пережить легче чем обычный БОБ или даже БОБ в бронежилете. А когда Тайхо заводит разговор о ДЕСЯТОМ, неучтённом в корабельных сводках, киборге...
Unpfhorgiven
Одна из главнейших особенностей Марафона - атмосфера. Да, конечно, здесь нет псевдореализма, характерного для других легендарных шутеров третьего технологического поколения (главные экземпляры - System Shock, Duke 3d, Dark Forces), таких как "ненужные предметы", "мебель", "туалетные и прочие комнаты для личного состава" и, конечно же, "пятна крови на стенах от смертей тех, кто умер не у нас на глазах" (равно как и сами "трупы тех, кто умер не у нас на глазах"). Спишем это на отсутствие прецедентов и революционность в прочих областях.
Нееет, атмосфера, как мы прекрасно знаем, может достигаться не только мелочами. Во-первых, прелестное ощущение опасности, усиливаемое вакуумными уровнями (на которых зачастую придётся заправляться воздухом и отстреливаться от наступающих летунов-S'pth одновременно) и сценами массового расстрела БОБов отрядами Pfhor-цев. Во-вторых, радостное общение с ИИ Марафона, каждый из которых довольно чётко прописан как личность, как характер. Пустячок, а приятно****. В-третьих, это зверское ощущение ПРЕВОСХОДСТВА противника - на самом первом уровне привыкших к Думоподобному геймплею довольно быстро разотрут в порошок. Кажется, Марафон - единственная игра на свете, в которой использование рукопашного боя не просто приветствуется, а рекомендуется. Редкость патронов также способствует этому мышлению, хотя дальше по течению их станет всё больше и больше. В какой ещё игре вы сможете бить врагов прикладами ДВУХ пушек с двух рук? В-четвёртых... музыка. Да, музыка в Марафоне не кажется стандартной для FPS - эта дикая смесь, кажется, джаза и почти эмбиента поначалу слегка раздражает, но затем как-то быстро просачивается в общее восприятие атмосферы игры...
Pfhor Your Eyes Only...
Итак, как же среднестатистическому приверженцу IBM PC сыграть в это чудо Макинтошевой техники, учитывая что из всей Трилогии на ПК портировали лишь вторую серию, причём со значительными технологическими и геометрическими изменениями (так, некоторые уровни были сокращены, некоторые расширены, а некоторые изменены до неузнаваемости).
Очень просто - когда Microsoft приобрела Bungie, те выложили Marathon в бесплатный доступ, объявили его Open Source и на этом всё. Marathon Aleph One доступен для свободного скачивания всеми желающими вместе с наборами файлов для каждой из трёх игр серии (вторая представлена в исходном Мак-варианте), а также дополнительными обвесами в виде текстур высокого разрешения, усовершенствованных спецэффектов выстрелов и так далее. Там же доступны практически все мало-мальски значимые моды и левел-паки к играм Трилогии, хотя большинство из них заточены под Мак-версию. Всё это безобразие довольно качественно работает и весьма и весьма играбельно, чего и вам советуем.
Также поддерживается сетевая игра (в своё время снискавшая авторам бешеное количество наград и задержку выхода игры на полтора месяца - они ИГРАЛИ в неё сами!), запись и воспроизведение демок и форматы всех абсолютно файлов совместимы со старыми сохранёнками и демками оригинальных версий. Что не может не.
Bigger Guns Nearby
Наследие игры чётко прослеживается не только во второй и третьей частях (которая злоупотребила сюжетом с путешествиями во времени и реальностях, напрямую позаимствовав из первой пару уровней), но и в прочих играх Bungie.
Myth изобилует секретками с логотипом Marathon и цитатами оттуда. Halo в тысяче и одном пункте можно считать четвёртой серией - начиная с прямых цитат текста Марафона различными персонажами (так, часть монологов Дюрандаль из второй серии перекочевала во второй Halo без изменений, правда в уста различных персонажей) и заканчивая оружием, перенесённым с точностью вплоть до названий и номеров моделей. Ну, и тот факт, что таинственные Спартанцы, одним из которых является Master Chief, напрямую или косвенно связаны с программой подготовки боевых киборгов, одним из которых является безымянный герой Марафона.
Welcome to the Revolution......
Итак, что остаётся сказать напоследок? Непокрытыми остались прочие аллюзии на Pathways into Darkness, странную привязанность Bungie к цифре 7, непреднамеренные пересечения с одноимённой книгой 1982 года выпуска, полнейшее отсутствие в игре каких бы то ни было чит-кодов, зрелищные экскурсии по территории обитания Pfhor... Но об этом мы ещё успеем поговорить, когда станем обсуждать вторую серию - Marathon 2: Durandal, в которой наш герой под руководством Дюрандаль и при поддержке уцелевших БОБов берёт штурмом Lh'owon, родную планету Pfhor, узнаёт много нового про таинственную расу Jjaro, на которой был завязан сюжет всё той же Pathways into Darkness... И, конечно же, пожизненную привычку Bungie давать уровням столь странные названия, продолженную и в Halo...
***END OF MESSAGE***
***INCOMING MESSAGE FROM DURANDAL*** I'll send you a postcard from the galactic core if we're not too busy.
Love and kisses,
Durandal
***END OF MESSAGE***
____________________________
* - Здесь и далее, в качестве имён разделов использованы реальные названия уровней игры.
** - Прелести взаимных противоречий различных дат и сроков, обозначенных в логах игр до сих пор пережёвываются фан-сообществом. Особо умные умудрились вспомнить, что даты в Halo, следующем FPS от Bungie, приходятся аккурат на время полёта Марафона между всеми событиями, описанными в его хронологии (и помеченными в ней фразой "This century intentionally left blank" и легко могут вписываться в хронологию Трилогии.
*** - Да, Bungie обожают мифологию разных стран. В Halo, напомню, герой носит MJOLNIR MkV Armor, в Halo 2 - MJOLNIR MkVI. Примечательно, что справочные изображения MJOLNIR MkIV по версии Halo слабо отличаются от версии Marathon.
**** - Да, кстати. Кортана из Halo до боли в сами-знаете-где характером напоминает Лилу. Да и первая рекламная кампания Halo среди фанатов Marathon началась с т.н. Cortana Letters, посланий как-бы-от-Кортаны, написанных в общей стилистике посланий ИИ Марафона. К тому же, поведение и отношение Кортаны и Грейвмайнда в Halo 2 весьма напоминает прогрессию самоосознанности Лилы и Дюрандаль. Не находите? Весь Мак-мир затаив дыхание ждёт, что в третьем Halo нам докажут, что Предшественники - это раса Jjaro из Pathways into Darkness и Marathon 2, и что хоть кто-нибудь из действующих лиц на самом деле является Дюрандаль после скачков во времени, которым посвящена Marathon Infinity.
766 Прочтений • [Обзор на игру Marathon: Ин-pfhor-мация к размышлению] [07.04.2012] [Комментариев: 0]