Все мы прекрасно знаем, что пираты напишут на коробке с игрой все, что угодно. В 1998 году я самолично купил сборник, на котором обнаружился третий Doom, в 1999 видел на лотке Starcraft 2 (он же Brood War). Особенно смешным показался сборник «все игры от Westwood». Знаете, какая игра была первой в списке?
Dune.
Игра, обогнавшая время и неоцененная по достоинству. Оцененная, скажете вы? О Dune 2 знают все, а вот о первой Дюне, увы, многие и не слышали. Ситуация напоминает историю с Tron 2.0 наоборот: в 2003 году на форумах изредка задавались вопросы вроде «а где можно скачать Tron 1.0?». С Дюной ситуация совершенно противоположная. Если ваш собеседник – не олдгеймер, то он скорее всего, даже не сможет толком объяснить что из себя представляет эта игра.
Dune – игра, чье жанровое определение с большой долей условности звучит как «Quest/RTS». Это дебютный проект Cryo, что говорит само за себя. Кстати сказать, Westwood не имеет никакого отношения к разработке первой Дюны. Со временем Cryo прославится/опозорится благодаря своим многочисленным квестам, а пока… а пока Cryo в 1992 году выпускает (посредством Virgin) в свет игру под названием Dune, чье действие основано более на одноименном фильме, нежели на известном литературном произведении.
В галактике существует планета, которой является лакомым куском для любого более-менее амбициозного и влиятельного человека. Арракис. Спайс, вещество, которое можно добывать с поверхности планеты, является основой для лекарства по омоложению людей, причем не вызывающего никакого привыкания. Благодаря спайсу была исследована вся галактика. И вот император отправляет вашу семью Атридесов на эту планету, выдав карт-бланш на добычу драгоценного ресурса. Одна загвоздка: пятая часть Арракиса (другое название, применяемое аборигенами – Дюна) контролируется кровными врагами вашей семьи – домом Харконненов. Цель ясна: прогнать Харконнена, узурпировать власть на Дюне и… разбогатеть.
Надо сказать, что анимационные ролики выполнены великолепно. Игра, занимающая две дискеты, может похвастаться отличной анимацией и качественной midi музыкой. Атмосферой игры проникаешься еще во время вступительного «ролика», когда нам, как раз-таки, под одну из мелодий Дюны, демонстрируют Арракис и несколько действующих лиц… Да, именно действующих лиц, потому что Дюна – в первую очередь квест…
Нашей аватарой в мире Дюны является Поль Атридес, сын лорда Лето. Собственно, все наше семейство и кое-кто из приближенных лорда находится в нашей резиденции на Арракисе. Классический вид от первого лица: большой экран для обзора интерьера, маленький экранчик для выбора направления движения (в игре мышиный интерфейс) и панель для выбора варианта действий. Обращает на себя внимания строчка, предлагающая поговорить с кем-либо из тех, кого мы наблюдаем на главном экране. Лорд Лето проинформирует нас о наших задачах, а так же о том, что если Атридесы не будут приносить императору дивидендов, то их, Атридесов, участь будет незавидна. Пройдя чуть дальше, можем полюбоваться на хмурящегося Поля – это экран управления игрой – сохранения, загрузки, выхода.
В любом случае, задерживаться тут не стоит – время летит с приличной скоростью – текущая дата указана в левом нижнем углу. Направляемся на улицу и видим нашу рабочую лошадку: орнитоптер (в будущем появится более оригинальный способ передвижения…). Конечно, можно прогуляться до ближайшего сиетча (поселения) фрименов (аборигенов) пешочком, но… путешествие происходит в реальном времени. Садимся в этот самолет оригинальной конструкции, тыкаем в ближайший сиетч и… наблюдаем картину под названием «мы летим над Дюной» - однотипные камни, пески – все это демонстрируется нам во время путшествия. Никаких фаст-тревеллов.
На что же мы, все-таки, рассчитываем? Дело в том, что Харконнены издеваются над несчастными фрименами и те, в принципе, согласны помочь нам в нашей борьбе за правое дело. У фрименов есть пророчества о Манди и Лизан-аль-Гаибе, которые придут с неба и спасут бедняг. Ну, а пока мы тыкаем в панель «work for me» и те радостно соглашаются (впрочем, не всегда) работать на нас. Тут-то и начинается некое подобие RTS – мы выбираем местных фрименов и отдаем им приказ, например, добывать спайс. Для добычи спайса нужны харвестеры. Для защиты харвестеров от песчаных червей нужны орнитоптеры, для орнитоптеров нужны деньги, для денег нужен спайс. Оружие, оборудование можно найти в пустыне, а можно приобрести за спайс у контрабандистов. Но и тут не все так просто. Оказывается, спайс могут найти только, условно говоря, геологи, которые изначально не хотят «work for me»… Короче, дело суетное. Чтобы открыть новый сиетч, надо периодически летать на границы своих владений и расспрашивать у вождей по поводу того, что тут творится в округе…
Озадачившись разработкой спайса, вспоминаем, что нам, вообще-то, надо еще и с Харконненами разобраться. Для этих целей надо найти человека, который продаст нам оружие и человека, который обучит фрименов сражаться. Мда. Причем этих людей надо именно привести в сиетч. Да-да, мы постоянно таскаем с собой каких-нибудь NPC. Вдруг пригодятся. Не забывайте, что кроме всего прочего, у воинских отрядов фрименов есть показатель морали. Если она низкая, то, скорее всего, от штурма вражеских укреплений придется отказаться. В любом случае, талант полководца вам тут не пригодится. Бездушно ткнув пальцем в глобус Дюны, мы отдаем приказ солдатам атаковать врага. А как у них обстоят дела, интересно? Верно, для этого нам надо прибыть на место боев и… поговорить с командирами отрядов. RTS. Смешно? А вспомните, когда появилась первая «нормальная» RTS? Верно, после Dune…
На самом деле, квестовая, стратегическая и тактическая составляющие Дюны гораздо более обширны, но я не ставлю своей целью написать руководство по этой игре. Простой обзор игры, о которой, возможно, знают намного меньше, чем о ее знаменитом сиквеле. Через год после выхода игры, Cryo выпустит CD-версию игры. Трехмерная анимация, клипы из одноименного фильма, поддержка большего числа звуковых карт и речь актеров – вот чем порадовала фанатов игры Cryo. Через год после этого будет выпущен саундтрек к Дюне, который, впрочем, будет содержать ряд треков, не вошедших в оригинальную игру, но в том же году диск будет снят с производства. Dune выпустят на Sega CD, что можно считать маркетинговым промахов – консоль не обладала особой популярностью и теперь ее можно найти разве что на антресолях людей, которые думают, что это «дендик» или в запасниках истинных ценителей консольных раритетов. Ну, а диск с игрой – еще большая редкость…
Вот такой получилась дебютная игра Cryo, положившая начало для великой серии. Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить, что игре тесно в узких рамках современных жанровых определений. Она интересна, умна и требует к себе серьезного подхода. Спустя 9 лет французы вновь обратятся к вселенной Дюны и слепят (не иначе) еще одну «нестратегию» об Арракисе… Наскоком Дюну не захватить, ведь спайс не вечен. Особо радует функция озеленения пустыни. Черви не живут, там где есть деревья и трава, а где нет червей – нет и спайса. В конце концов, мы, конечно, дадим смачного пинка Харконненам, но лишь для того, чтобы осознать, что мы стали властелинами… никому не нужной планеты, ведь спайс, по ходу дела, закончился.
990 Прочтений • [Обзор на игру Dune] [07.04.2012] [Комментариев: 0]